Home » Uncategorized » Не ресторанный критик. Комплексный математический обед

Не ресторанный критик. Комплексный математический обед

Инновационные методы обучения математике в начальной школе: “Соробан”, игры, «Листики».

Сегодня в нашей рубрике мы представим полноценный комплексный обед из трех блюд, которые были поданы на «Work Shop: Математика» 27 августа 2016 года. математика

О чем?

Из описания мероприятия (дословно): «Про преподавание детям математики так, чтоб сияли глаза, опровержения мифов о том, что есть дети неспособные учить математику, про радость поиска решения, и, конечно, о красоте».

Для кого?

Для учителей альтернативных школ, репетиторов, учителей традиционных школ.

Организатор: альтернативная домашняя школа «БеркоШко», Киев.

 

Первое блюдо «Запрограммированный крем-суп»

от Дмитрия Унковского (программист в Grammarly, соавтор курсов в школе развивающей математики “Інтервал” и Go ITeens). %d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bc1

 Почему крем-суп? Потому что это напоминало густую жидкость. Липкую (цепляла личность спикера), густую (была попытка смешать много ингредиентов), растекающуюся (структурирование материала было невнятным: все в кучу (простите, в суп).

%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bc2Почему запрограммированный? Потому что, во-первых, учасники посмотрели на компьютерные игры, сделанные детьми 11-14 лет (потому что главный мотив изучения математики, оказывается! – научиться программировать), а во-вторых, Дмитрий распечатал листики с задачами для участников. За что ему большое спасибо.

Спикер Дмитрий Унковский (веселый жизнерадостный IT – шник) представлял методику изучения математики, которую очень хочется назвать «Листики».

Сущность методики очень проста: учитель составляет перечень заданий на «содержательную» математическую тему от простых (на усвоение терминов) задач – до задач среднего уровня, а потом до сложных. Удивительное открытие для изучения математики, не правда ли?

Ученик, самостоятельно в индивидуальном темпе решая все задачи подряд, усваивает тему. Неспособных нет – один может решать листик два часа, а другой – две недели. Главное – решать.

Учитель – консультант, который при необходимости помогает ученику. Правда, как сказал спикер, учитель может не успеть поработать со всеми. Но правило простое: кто не успел – тот опоздал:))

Дмитрий высказал «оригинальную» мысль: “для воспитания математиков учителю нужно подбирать задачи%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bc3 разноплановые (на комбинаторику, топологию, теорию вероятности и т.д.).” (Правда, это происходит в старших классах, а мероприятие для начальной школы, но ничего – послушаем для общего развития.)

Спикер представил способы и принципы решения некоторых задач: метод графов, принцип Дирихле́. (Конечно, было бы интересно услышать о применении данного принципа и метода в начальной школе, но Дмитрий решил, что это и так всем понятно. Не все же рассказывать в самом деле?)

%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bc5Запомнились слова Дмитрия о том, что, “изучая математику иногда ученику «приходится грустить», поскольку это каждодневный непростой труд.” (Браво, Дмитрий!) “Но бывают минуты радости: “сияние глаз” от самостоятельно решенной задачи.”

Итог спича: Древняя как мир истина: для изучения математики необходимо каждодневное самостоятельное решение учащимися множества разноплановых математических задач (не всегда веселых:((.

Послевкусие:  Вроде и крем-суп ели (говорили о математике), а осталась изжога (видимо не те ингредиенты для диеты в начальной школе). Но подача была веселой и современной:))

Второе блюдо «Вареники»

от Ирины Осиповой – основательницы домашней школы (на Дорогожичах) и преподавателя математики, опытов, труда и биоклуба.

Почему вареники? 

Во-первых, это был единственный спикер, который говорил на украинском языке, а вареники – %d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bc6национальное украинское блюдо. Честь и хвала спикеру!!

Во-вторых, все выступление напоминало вареники с разной начинкой, собранные в одной тарелке (Ирина представила множество отдельных упражнений).

В-третьих, вареники настолько знакомое и родное блюдо, которое умеет готовить каждая украинская хозяйка (т.е. все «лайфхаки», о которых говорила Ирина, учителями начальной школы очень хорошо и давно известны).

В-четвертых, от подачи блюда веяло густым традиционным сельским колоритом)))

Первый вареник счеты с костяшками. Ирина Осипова показала сделанные руками детей счеты иматематика початкова объявила, что первый и по необходимости второй класс дети считают на счетах!!! И в третьем, наверное, будут тоже так считать. (Счеты в традиционной школе используют не так часто, но используют (есть специальные детские школьные счеты), методика эта древняя.) Все примеры в альтернативной школе Ирины дети считают при помощи счет, переходя к устным вычислениям, когда захотят. Как в итоге (кроме контрольной работы для базовой школы) проверяется сформированный навык вычислений спикер не уточняла:(((

математика початковаВы можете представить кота, который сам бы бегал за мышью, если есть удобная мышеловка (счеты)??? Правда, странно? А вы можете представить этого кота через год после постоянного использования мышеловки? Толстый и ленивый? Вот и я о том же…

Следующие вареники были с разными начинками: учасники играли в разные игры и выполняли упражнения, взятые из книг разных авторов и Интернета. После вареника со сладкой начинкой попадались соленые, поскольку разделить вареники по мискам (классифицировать игры и упражнения) спикер особо не старалась, кроме геометрических (суперноухау – «Танграм» и т.д.). В какой последовательности их предлагают детям тоже не объяснялось, видимо, как захочет левая нога. Поэтому, если захотите провести урок математики – просто накачайте из Интернета разных игр и вместо скучных традиционных задач – веселитесь:))

Да, чтобы написать контрольные, дети самостоятельно, дома решают типовые традиционные-предрадиционные задачи (ну не уроке же их решать, а то глаза не «засветятся»).

На вопросы о том, как реализуется материал государственной программы на уроках, спикер почему-то не ответила. Ну не знает она, как готовить тесто для вареников, готовое в магазине купила: взяла из разных «ужасных традиционных» тетрадей все упражнения и разместила в самостоятельно изготовленные тетради.

Итог спича. Играйте с детьми в разные игры для развития мышления, а формирование математических знаний и умений настигнет вас само собой (или не настигнет???). Зато весело и прикольно, и глаза сияют. Да и неуспевающих не видно.

Послевкусие. Наелся до отвала – чего попало (естественно того, что попало из Интернета и разных книг в поле зрения спикера, правда попало много).

 

Третье блюдо «Десерт: манная каша, сваренная вкрутую, с киселем, сваренным не густо»

от Макса Бакшаева – тренера в Школе устного счета “Соробан” математика початкова

Почему манная каша и соробан?

Во-первых, манная каша не всем нравится, более того, некоторые просто протестуют против ее употребления, как и в случае использования соробана.

Во-вторых, каша тягучая, как невнятное выступление Макса и двухгодичное обучение счету на соробане.

В-третьих, для приготовления манной каши нужно ее постоянно помешивать, как постоянно в теченииматематика початкова сорока пяти минут перебрасывать кости счетной доски – соробана под равномерный звук голоса из компьютерной программы. Можно умереть от тоски, скуки, кошмара (Да, Макс уверял, что в это время мозг развивается. Представляете 45 минут концентрации внимания на счетах?! Попробуйте, поразвивайте мозг!!).

В-четвертых, с первого раза все готовят кашу с комочками. Только каждодневное приготовление каши (каждодневные тренировки со счетами) гарантируют появление навыка. Правда, по мнению Макса, как только прекратите тренироваться, тут как тут – каша с комочками и проблемы с соробаном:((

Почему с киселем? Потому что тягучий, невнятный, растянутый, с добавлением 30 раз сказанного слова «Я» от Макса Бакшаева.

Напоминает известный фильм: математика початкова

–  Кто первым придумал соробан в Украине?

– Я – Макс.

–  Кто привез методику?

–  Я – Макс.

– Кто лучший исследователь детства в мире?

– Я – Макс. (Можно было и поделиться открытиями со всем остальным людом!!)

Макс решил не утруждаться, показывая методики работы с соробаном, и взял прелестную 10-лентюю девочку, которая рассказала, как решать примеры при помощи соробана в пределах 10 (в течении 30 минут!!!, хотя публика и просила быстрее перейти к четырехзначным числам, но тренеры просьбы не слышали:((). Потом считали в пределах 50 (в течении 5 минут). Спикер показал несколько самостоятельно записанных видео уроков для понимания методики. После, Макс рассказывал, как он любит детей, и приводил разные примеры своей любви.

Итог спича. Если нечего делать руками вечером – купи соробан. И каждый день по 30 минут считай примеры под звук компьютерной программы (напоминает модную историю об обучении во сне). После механических манипуляций пальцами произойдет суперразвитие мозга:)))

Послевкусие. Съешьте 10-литровый бидон каши с киселем и оцените ощущения в своем желудке. Не тошнит?

Резюме. У меня сияли глаза, когда я вышел из душного помещения после восьмичасового мероприятия, и одновременно они болели от показа видео из-за плохого проектора.

Ура! За 500 гривен участия в мероприятии и восемь часов, я получил то, что можно прочитать в Интернете и то, что знаешь из опыта работы и так ненавидимой организаторами альтернативных школ – педагогики.

Для изучения математики нужно решать систему задач (Дмитрий Унковский), для веселья – играть в игры (Ирина Осипова), для формирования навыка счета– упражняться каждый день на счетах (Макс Бакшаев).

Ну не придумали еще как без труда вытащить рыбку из пруда!!! Ну и мантра о способах сияния глаз.

математика початкова

А вопрос о качественном и одновременно интересном преподавании математики (как системы) в начальной школе с учетом требований государственного стандарта и запросов родителей и детей, так и остался без ответа!(((

«Листочки» с заданиями, игры и упражнения из известных книг и Интернета, соробан (никогда не поведу своего ребенка тратить силы и время) – мой личный итог.

Спасибо организаторам за то, что объяснили мне эти «простые истины»!!!!

                                                                                                          Виктор Баринов, шеф-повар


Leave a comment

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Поділись з друзями